Финансы Сохранявшийся высокий уровень мировых цен на нефть позволил Ирану в 2003/4г. не снижать доходы от экспорта нефти, которые по-прежнему являются основным источником валютных поступлений в страну. За три года с начала реализации Третьего пятилетнего плана экономического и социального развития (2000/1-04/5гг.) поступления от экспорта сырой нефти составили 56,3 млрд.долл., т.е. на 61% превысили плановые задания. Доход от экспорта нефти в 2003г. составляет 24,75 млрд.долл. Однако, по заявлению директора департамента Иранской национальной нефтяной компании, учитывая падение курса доллара США к свободно конвертируемым валютам большинства стран, сумма реальных доходов от экспорта нефти, приведенных к покупательной способности американского доллара в 2002г. оценивается не более 19,5 млрд.долл. По оценкам МВФ, в 2003/4г. ВВП Ирана возрос на 6,1% и составил 130 млрд.долл. Платежный баланс ИРИ в 2003г. оценивается с положительным сальдо в 3,7 млрд.долл. Платежный баланс по капитальным операциям также имеет положительное сальдо в 2,9 млрд.долл., что свидетельствует о росте валютных запасов страны. Внешнеторговый баланс Ирана в 2003/4г. также оценивается с положительным сальдо в 7,6 млрд.долл. Торговый оборот страны в 2003/4г. составил 60,6 млрд.долл., в т.ч. экспорт 34,1 (включая нефтяной экспорт – 27,6 млрд.долл.) и импорт 26,5 млрд.долл. Валютные запасы Ирана к началу прошлого иранского года (март 2003) по данным ЦБ ИРИ оценивались в 21,8 млрд.долл. В указанной сумме учитывались также средства в 8 млрд.долл. Резервного фонда (Oil Surplus Fund), образуемого за счет дополнительных поступлений от экспорта нефти по ценам, превышающим расчетные цены бюджета страны. По информации Центрального банка Ирана, есть движение валютных резервов, размещенных Ираном на депозитных счетах в иностранных банках и финансовых учреждениях. На март 2003г. депозиты составили 18,1 млрд.долл. против 15,971 млрд.долл. в дек. 2002г. и 14,2 млрд.долл. в дек. 2001г. Обязательства Ирана за период с конца 2001г. по март 2003г. возросли с 6,2 млрд. до 11,7 млрд.долл. По данным Организации управления и планирования Ирана внешняя задолженность Ирана по всем финансовым обязательствам на конец прошлого иранского года (март 2004г.) составила 32 млрд.долл., включая задолженность по неоплаченным поставкам капитального оборудования для инвестиционных объектов, строящихся, как правило, на условиях выкупных соглашений (buy-back). Гарантированная правительством задолженность по внешним займам оценивается на указанную дату в 9,6 млрд.долл., включая краткосрочные займы на 3,1 млрд.долл. Более чем две трети иранского внешнего долга приходится на средне- и долгосрочные обязательства, что говорит об удовлетворительном кредитном рейтинге Ирана на мировых рынках заемных денежных средств. Финансовая база экономического роста и состояния внешней платежеспособности Ирана в ближайшей перспективе по-прежнему будет сильно зависеть от нефтяных доходов и определяться объемом экспорта нефти По оценке ряда иранских и зарубежных экспертов, падение мировых цен на нефть до уровня ниже 18-19 долларов за баррель может существенно дестабилизировать экономическую ситуацию в стране. Так бюджет 2003/4г. был рассчитан, исходя из цены на нефть на уровне 21 долл. за баррель. В бюджете на 2004/5г. госдоходы от продажи нефти и сопутствующих продуктов запланированы в 147 трлн. риалов (18,375 млрд.долл.) при цене на нефть в 19,5 долл. за баррель. Госбюджет по доходам систематически не выполняется. Прежде всего, по поступлениям от приватизации госпредприятий и сборам налогов. 60% иранских организаций, большей частью госпредприятий, полностью либо частично освобождены от оплаты налогов. Значительная часть компаний и организаций вообще уклоняется от их оплаты. Согласно данным прессы, в 2003/4г. госпредприятия должны были заплатить годовой налог в 500 млрд. риалов. При этом 80% этой суммы формируют налоговые платежи фонда «Мостазафан» («Фонд обездоленных»). Исходя из расчетной суммы налоговых поступлений, доходная часть бюджета на 2003/4г.предусматривалась в 70 трлн. риалов. Текущие налоговые поступления в бюджет могут вполне удовлетворить потребности иранской экономики. Однако Ирану все же требуется прибегать к иностранным заимствованиям на строительство и завершение объектов развития. По бюджету на 2003/4г. правительству было предоставлено право привлечь до 2 млрд.долл. иностранных займов на программы и проекты развития нефтяного сектора, промышленности, ирригации и инфраструктуры. По информации Организации управления и планирования, правительство превысило допустимые пределы заимствований из Резервного фонда (Oil Surplus Fund) и вследствие этого иранская экономика испытывает потребность в иностранных кредитах. Среди прочих факторов, определяющих неустойчивость валютно-финансового положения страны и способствующих формированию инфляции, следует назвать: зависимость от импорта техники и технологий, необходимых для перестраивающейся экономики; неэффективность функционирования госпредприятий; широко используемая практика дотаций на товары первой необходимости. Субсидии государства на основные потребительские товары, в т.ч. хлеб. рис, сахар и пищевое масло достигают 3,3 млрд.долл. в год. По данным Центрального банка, в последние годы правительство постоянно заимствовало из ЦБИ средства для покрытия бюджетного дефицита. В 2003/4г. бюджетный дефицит составил 2,4 млрд.долл., а задолженность правительства Центральному банку страны на конец 2003г. достигала 13,652 млрд.долл. Такая политика правительства лишь способствовала ускорению темпов инфляции. Уровень инфляции в прошедшем иранском году, по оценкам экспертов Центрального банка Ирана и Организации управления и планирования, превысил показатели прошлого года на 1,5% и достиг 16,8%, что превышает заложенный в плане на этот год показатель 14%. Это связано с увеличением показателя ликвидности иранской экономики в предшествующем 2002г. на 30%, против 15,9%, предусмотренных Третьим пятилетним планом экономического и социального развития страны. В качестве эффективного, механизма регулирования инфляции государство прибегает к выпуску государственных облигаций. Так в авг. 2003г. были выпущены гособлигации на 2,385 триллиона риалов (298 млн.долл.) сроком на 5 лет с доходностью 17% годовых. Эксперты по вопросам валютного регулирования предостерегают правительство, что повышение обменного курса иностранных валют усугубляет инфляционный процесс и неизбежно приведет к росту цен на внутреннем рынке. Плавающий валютный курс в Иране дает возможность правительству осуществлять валютную интервенцию путем покупки валюты или увеличения ее предложения. Фактически правительство может свободно регулировать валютный курс, поскольку основная масса валютных поступлений Ирана формируется доходами от экспорта нефти. На 21.03.2004 (т.е. начало нового 1383 иранского года) средневзвешенный курс составил 8471 риал за 1 долл. США. По данным ЦБ Ирана, с июня по сент. 2003г. действовал контролируемый государством паритет: 1 долл. США = 8270 риалов – против установленного бюджетом 7950 риалов. В платежном балансе Ирана только в последнее время удалось переломить тенденцию к превышению вывоза капитала над его притоком в страну. По итогам 2001/2г. платежный баланс уже показывал приток капитала в 1,150 млрд.долл., а на 22.09.2002г. этот показатель составлял 1,827 млрд.долл. По оценкам Всемирного банка, ежегодный неконтролируемый отток капитала из Ирана достигает 3 млрд.долл. Для достижения стабильного экономического роста и ощутимого снижения уровня безработицы экономика Ирана ежегодно нуждается в инвестициях в 14 млрд.долл., половина из которых необходима в инвалюте. Фактически в иранскую экономику в среднем ежегодно поступает до 400 млн.долл. иноинвестиций. Другим источником финансирования расходов бюджета являются средства Резервного фонда. Меджлис, разрешил правительству израсходовать 2,1 млрд.долл. из этого фонда на покрытие бюджетного дефицита в 2003/4 фин.г. В последние годы Иран заметно активизировал деятельность по привлечению в экономику как предпринимательского, так и ссудного капитала. В 2002г. Иран разместил на международных рынках Европы, Азии и Ближнего Востока два выпуска евробондов на 875 млн. евро (500 млн. евро и 375 млн. евро) на срок до 5 лет с доходностью соответственно 8,75% и 7,75%. Рейтинговое агентство Фитч (Fitch) присвоило обоим выпускам рейтинг +В с устойчивой перспективой. |