Экономика
Темпы экономического роста в Иране в 2003/4г. были несколько ниже показателя, предусмотренного на этот год в Законе о третьем пятилетнем плане социально-экономического и культурного развития на 2000/1-04/5гг.
В 2003г. экономическое развитие страны удерживалось на стабильном уровне, а относительно благоприятная конъюнктура мировых рынков нефти позволила правительству за счет высоких доходов от нефтяного экспорта избегать заметных провалов в социальной и инвестиционной политике государства.
Известное внутриполитическое противостояние проводимым правительством президента М.Хатами реформам со стороны консервативного крыла в руководстве законодательной и судебной ветвей власти не позволяет продуктивно использовать благоприятно складывающиеся внешние условия для модернизации и структурной перестройки экономики страны и заложить основу ускорения роста производства ВВП в долгосрочной перспективе. По расчетам правительства, рост ВВП с темпами не менее 8% в год позволит решить ряд насущных социально-экономических задач, прежде всего, обеспечить занятость быстро растущего населения страны. Однако, возможность достижения указанного роста экономики пока ставится под сомнение экспертами международных экономических организаций. Данные производства ВВП. публикуемые Центральным банком ИРИ, и оценки темпов роста ВВП, содержащиеся в выступлениях представителей министерства экономики и финансов ПРИ.
Производство ВВП, в постоянных ценах 1997/8г., в млрд. риалов |
|
2000/1г. |
2001/2г. |
2002/3г. |
2003/4г. |
Сельское хозяйство |
45774 |
45462 |
50661 |
55728 |
|
(3,5) |
(-0,7) |
(11,4) |
(10,0) |
Нефтяной сектор |
42795 |
39347 |
41341 |
42040 |
|
(8,3) |
(-8,1) |
(5,1) |
(1,7) |
Промышленность |
67227 |
73320 |
81941 |
91119 |
(кроме нефтяной) |
(9,5) |
(9,1) |
(11,8) |
(11,2) |
Услуги |
167737 |
175799 |
184797 |
194037 |
|
(2,9) |
(4,8) |
(5,1) |
(5,0) |
ВВП |
320068 |
330623 |
355218 |
382925 |
(в ценах факторов произв-ва) |
(5,0) |
(3,3) |
(7,4) |
(7,8) |
1. По данным ЦБ и Организации планирования и управления Ирана. |
2. В скобках указаны темпы прироста в процентах к пред.г. |
Указанные в таблице данные не совпадают с выполненными экспертами МВФ оценками реального экономического роста иранской экономики. Согласно оценкам МВФ, темп роста ВВП в 2003/4г. составил не более 6,1%, а замминистра экономики и финансов М.Карбасиан полагает, что экономика страны выросла в этот период на 7,8%. Оценки МВФ темпа роста ВВП в Иране в 2002/03г. в 6,7% также не совпадают с опубликованными ЦБ ИРИ данными роста экономики в 7,4%.
Отраслевая структура валового внутреннего продукта продолжала относиться к индустриально-аграрному типу. Промышленные отрасли (включая нефтедобывающую) производят 39,4% ВВП, доля сельского хозяйства составляет II,7%, а сектора услуг – 48,9%.
Отраслевая структура ВВП, расчет в текущих ценах, в % к итогу |
|
1999/0 |
2000/1 |
2001/2 |
2002/3 |
Сельское хозяйство |
15 |
13,6 |
13,5 |
11,7 |
Нефтяной сектор |
14,7 |
17,8 |
15,1 |
20,9 |
Промышл.(кр. нефти) |
19,1 |
19 |
20,1 |
18,5 |
Услуги |
51,2 |
49,6 |
51,3 |
48,9 |
ВВП |
100 |
100 |
100 |
100 |
По данным ЦБ и Организации планирования и управления Ирана. |
Отраслевая структура экономики Ирана, рассматриваемая в рамках ВВП, демонстрирует прогрессивные тенденции роста доли промышленного производства и позволяет говорить о происходящих в обществе с высокими темпами ежегодного прироста населения процессах развития производительных сил, преодоления экономической отсталости и превращения экономики в одну из подсистем органически единой мировой экономической системы.
Как и в прежние годы, перспективы развития иранской экономики в 2004г. будут, в основном, связаны с конъюнктурой мирового нефтяного рынка, так как доходы, получаемые от экспорта нефти, будут формировать финансовую базу для дальнейшего роста экономики. В случае продолжительного и существенного падения мировых цен на нефть иранское руководство намерено использовать средства «стабилизационного фонда», аккумулировавшего сверхплановые доходы от экспорта нефти, полученные в 2000-03гг. В краткосрочной перспективе средства стабилизационного фонда позволят нейтрализовать негативное влияние внешних факторов на экономику Ирана, однако долгосрочные программы и планы социально-экономического развития страны должны будут корректироваться.
Прогнозные оценки валютных поступлений от экспорта нефти в 2004/5г. у иранских экономистов и экспертов МВФ приблизительно одинаковые – 22,3-22,9 млрд.долл. Специалисты исходят из возможности дальнейшего медленного снижения средней цены экспорта иранской нефти до 21,6 долл. за баррель.
Что касается прогноза прироста ВВП, то иранскими экономистами и экспертами МВФ ожидается в 2004/5г. некоторое снижение темпов роста экономики. По данным иранских источников в 2004/5г. рост ВВП не превысит 7,3%, а по оценкам МВФ – 5,7%.
С учетом прогнозируемого правительством темпа роста экономики в бюджете 2004/5г. заложены показатели роста: для промышленного производства на 9,5%, для сельского хозяйства – 6,5%, для жилищного строительства – 10,9% и для сектора услуг – 7,7%. Эти в целом благоприятные оценки развития иранской экономики делаются на основе сценария стабильного развития конъюнктуры мирового нефтяного ранка.
Приоритетными отраслями для госинвестиций останутся нефтегазовый комплекс, нефтехимия, черная и цветная металлургия, электроэнергетика. Что касается прогноза притока иноинвестиций в нефтегазовый и нефтехимический сектора экономики Ирана, то инвестиционная активность иностранных компаний в этом секторе, как минимум, останется неизменной. Косвенным подтверждением этому может служить факт заключения ирано-японского соглашения о начале работ по совместному освоению крупнейшего в Иране нефтяного месторождения «Азадеган».
Внешнеторговый оборот в 2004/5г. вырастет на 7% и составит 65 млрд.долл., при этом баланс внешней торговли будет отрицательным за счет опережающих темпов роста импорта.
Наряду с благоприятным в целом прогнозом развития иранской экономики в 2004/5г. правительству, очевидно, не удастся средствами финансовой и денежной политики снизить давление чрезмерного роста внутреннего спроса и ликвидности, что не позволит добиться снижения инфляции ниже 16-17%. По-прежнему острой останется проблема занятости населения, безработица останется на уровне 16%.
Сравнительный анализ экономической ситуации в странах региона Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, выполненный экспертами МВФ, подтверждает относительно успешный ход реформирования иранской экономики и самый высокий темп экономического роста в регионе, достигнутый в Иране за прошедшие 2г.
|