Внешняя торговля
Высокие цены на нефть на мировом рынке позволили в 2003г. увеличить на 20% объемы как нефтяного, так и ненефтяного экспорта, способствовали улучшению товарной структуры иранского импорта, 80% стоимости которого сегодня составляют машины, оборудование и полуфабрикаты.
Внешнеторговый оборот Ирана в 2003г. равнялся 60,6 млрд.долл., в т.ч. экспорт 34,1 и импорт 26,5 млрд.долл.
Внешняя торговля Ирана, в млрд.долл. |
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Товарооборот |
42,6 |
38,7 |
52 |
60,6 |
Экспорт, в т.ч. |
28,3 |
21,6 |
28,2 |
34,1 |
ненефтяной |
3,7 |
4,4 |
5,4 |
6,5 |
Импорт |
14,3 |
17,1 |
23,8 |
26,5 |
Сальдо |
+14 |
+4,5 |
+4,4 |
+7,6 |
Основную долю иранского экспорта (80%) составляет сырая нефть. География иранского нефтяного экспорта остается прежней: 60% экспортируемой нефти поставляется в страны Азии, 33% – в Европу, и 7% – в Африку.
В структуре экспорта ненефтяных товаров преобладают фисташки, ковры ручной работы, газ, промышленная продукция, стальной прокат и металлоизделия, нефтехимические и химические товары. Иранские товары экспортируются в 180 стран. С 84 странами Иран имеет положительный торговый баланс. 50 государств только импортируют иранские товары и ничего не поставляют в Иран.
Товарная структура ненефтяного экспорта Ирана в 2003г. |
|
млн.долл. |
% к итогу |
1. Фисташки |
773 |
11,9 |
2. Ковры ручной работы |
531 |
8,2 |
3. Сжиженный газ (пропан, бутан) |
427 |
6,6 |
4. Промпродукция |
347 |
5,3 |
5. Металл и металлопродукция |
253 |
3,9 |
6. Нефтехимия |
213 |
3,3 |
7. Одежда |
168 |
2,6 |
8. Алюминиевая продукция |
165 |
2,5 |
9. Бензин |
113 |
1,7 |
10. Технические масла |
97 |
1,5 |
11. Прочее |
3413 |
52 |
Итого |
6500 |
100 |
В 2003г. наиболее значительная доля импорта Ирана приходилась на машины и механизмы, металлопродукцию и электрооборудование. Импорт металлопродукции вырос в два раза.
Товарная структура импорта Ирана в 2003г. |
|
млн.долл. |
% к итогу |
1. Машины и промоборудование |
4680 |
17,7 |
2. Металлопродукция |
3790 |
14,3 |
3. Электрооборудование |
1970 |
7,4 |
4. Пластмасса |
950 |
3,6 |
5. Химпродукция |
890 |
3,4 |
6. Дорожная и с/х техника |
790 |
3 |
7. Пищевые масла |
600 |
2,3. |
8. Медикаменты |
480 |
1,8 |
9. Бумага и картон |
450 |
1,7 |
10. Кукуруза |
430 |
1,6 |
11. Прочее |
11470 |
43,3 |
Итого |
26500 |
100 |
В инвестиционном сотрудничестве, импорте капитального оборудования преимуществом пользуются страны, готовые предоставлять Ирану кредитные линии для реализации конкретных инвестиционных проектов. Объем иностранных заимствований Ирана на конец 2003г. оценивается в 9,2 млрд.долл. Он увеличился по сравнению с показателем пред.г. равным 8 млрд.долл. Иранская статистика не включает в сумму внешнего долга по существу полученное в кредит по контрактам на условиях Buy-Back комплектное оборудование инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли.
Сумма обязательств по заключенным контрактам Buy-Back оценивается в 26,4 млрд.долл. Из этой суммы поставлено в кредит оборудование на 14,7 млрд.долл., возврат которого должен обеспечиваться поставками произведенной на этом оборудовании продукции. Из известных 17 контрактов Buy-Back, заключенных в 1998-2002гг. на 16,2 млрд.долл., сроки освоения вложенных в проекты финансовых средств колеблются от 3 до 5 лет. А условия их возврата – от 3 до 16 лет.
Наблюдается заметный рост объемов торговли Ирана со странами Азиатско-тихоокеанского региона. Основными внешнеторговыми партнерами Ирана в Азии являются Китай (5 млрд.долл.), Япония (4 млрд.долл.), Южная Корея (4 млрд.долл.).
В 2003г. объем товарооборота с КНР достиг 5 млрд.долл. Экспорт Китая оценивается в 1,5 млрд.долл., а импорт – в 3,5 млрд.долл. Основную часть импорта составляют нефть и нефтепродукты. Сотрудничество в основном осуществляется в таких областях как энергетика, строительство метро, судостроение, строительство электростанций и металлургических предприятий, нефтегазовая сфера, нефтехимия, сельское хозяйство, ткацкое производство.
Китайские специалисты активно участвуют в расширении сети тегеранского метро, прорабатываются вопросы участия КНР в проектах по строительству линий метро в Исфагане, Мешхеде, Тебризе. Китайская компания «Синопек» пробурила первую разведочную скважину на нефтегазовом месторождении в районе г.Исфагана. Результаты оказались положительными принято решение о бурении еще восьми скважин.
Китайские компании будут осуществлять строительство первой фазы шоссейной магистрали «Тегеран-Север». За 3г. будет проложено 32 км. дороги. Стоимость контракта – 193 млн.долл. В 2003г. подписан Протокол о взаимодействии в транспортной сфере, в котором подтверждается желание сторон реализовать на территории ИРИ строительство аэропортов, автодорог, железных дорог, портовых сооружений. Китай выразил готовность на первом этапе инвестировать в транспортную отрасль Ирана от 300 до 400 млн.долл. Проводятся консультации с Китаем, как наиболее вероятным инвестором и подрядчиком осуществления проекта по строительству железной дороги Казвин-Решт.
В соответствии с уже имеющимися договоренностями Китай будет участвовать в сооружении трех плотин на территории Тегеранской провинции («Телеран», «Мамлу» и «Намруд»). Китайский «Эксимбанк» предоставил Ирану кредит в 140 млн.долл. для осуществления реконструкции и расширения алюминиевого завода в «Араке». Проект будет осуществляться одной из китайских фирм. Всего, по оценкам китайской стороны, на конец 2003г. КНР предоставила ИРИ государственных среднесрочных кредитов на 3 млрд.долл.
Товарооборот ИРИ и Японии в 2003г. превысил 4 млрд.долл. и около 70% этого объема составляют поставки в Японию иранской нефти и нефтепродуктов. Японская компания «Джи-ди-си» получила право на бурение на нескольких фазах газового месторождения «Южный Парс». Контракт заключен на 5 лет с возможным продлением на 5 лет. Стоимость проекта составляет 160 млн.долл. и заключен он на условиях «Бай бэк».
Фирма «Нойо» в составе международного консорциума участвует в строительстве завода по сухой очистке газа, поступающего с 6,7 и 8 фаз месторождения «Южный Парс». Стоимость проекта 1,207 млрд.долл. Завод будет самым крупным в регионе из комплексов подобного типа.
Япония продолжает сотрудничество с Ираном по строительству нефтеочистительного завода в Керманшахе, металлургического комбината в Йезде. Уже несколько лет осуществляется проект по совместному производству в Иране японских автомобилей марки «Нисан» и «Мазда».
Одним из основных торгово-экономических партнеров Ирана продолжает оставаться Южная Корея. Товарооборот двух стран в 2003г. превысил 4 млрд.долл. Из Кореи в основном экспортирует в Иран суда, продукцию электроники, промоборудование. Иранский экспорт состоит из сырой нефти и нефтепродуктов. Иран является четвертым по значимости поставщиком нефти в РК. Из ИРИ поставляются также такие традиционные товары как ф)исташки, ковры, икра.
Южнокорейская компания «Даилам» выиграла тендер на строительство завода по производству этилбензина. Предприятие будет строиться в Асалуйе (район «Южного Парса»). Производительность завода – 645 тыс.т. этилбензина в год. Стоимость контракта составляет 761 млн.долл. Указанная компания в составе международного консорциума участвует также в проекте строительства завода сухой очистки газа, поступающего с 6,7 и 8 фаз месторождения «Южный Парс».
В 2003г. корейская фирма «Хюндай» продолжала выполнять свои обязательства по участию в освоении 1,4 и 5 фаз газового месторождения «Южный Парс». Компания «Киа моторс» продолжает осуществлять проект по совместному производству автомобилей в Иране.
В 2003г. объем товарооборота с Индией превысил 2,5 млрд.долл. На индийский экспорт приходится 1,1 млрд.долл. В основном Иран импортирует из Индии медикаменты, инженерно-технические услуги, химтовары, текстильные машины. При техсодействии Индии в Мешхеде строится завод по производству желатина, а в Кермане – фармакологический завод. Для Индии Иран важен и как партнер по проекту создания МТК «Север-Юг».
Иран в основном экспортирует нефть и нефтепродукты. В 2003г. сторонами велись интенсивные переговоры по сотрудничеству в газовой сфере, в частности об организации поставок сжиженного и природного газа в Индию.
В 2003г. товарооборот с Турцией превысил 2 млрд.долл., из которых 80% приходится на долю иранского экспорта, который в значительной мере состоит из газа, нефти и нефтепродуктов. Из Турции в основном поступают предметы ширпотреба, машины, бензин, Между сторонами подписано соглашение об инвестициях в строительство второй очереди аэропорта «Имам Хомейни». В течение двух лет турецкие компании построят грузовой и таможенный терминалы, а также гостиницу. Стоимость контракта оценивается в 193 млн.долл. Еще минэкономики ИРИ выдало разрешение на осуществление Турцией капиталовложений в иранскую текстильную промышленность в 15 млн.долл.
В 2003г. торговый оборот с ОАЭ превысил 3,5 млрд.долл. Основная часть данного объема приходится на поставки в Иран реэкспортируемых через ОАЭ товаров. ИРИ является также важным звеном для поступающих в ОАЭ грузов. Так, в 2003г. 50% всех проходящих через территорию Ирана транзитных грузов следовало в Объединенные Арабские Эмираты.
Министры торговли Ирана и Ирака подписали Меморандум об экономическом сотрудничестве, который позволил активизировать торгово-экономические отношения как на государственном, так и на региональном уровне. В 2003г. товарооборот двух стран увеличился в 3 раза и достиг 800 млн.долл. В приграничных иракских провинциях создаются иранские торговые центры, на завершающем этапе находится процесс создания совместной ТПП.
Иранские компании стремятся участвовать в конкретных проектах на территории Ирака. Металлургический комбинат Хузистана ведет переговоры об участии в реконструкции сталелитейного завода в Басре на 22 млн.долл. Энергетические компании двух стран прорабатывают вопрос о поставке электроэнергии из Ирана в Ирак.
Иранские компании в Афганистане участвуют в строительстве дорог, линий электропередач, элеваторов, создании инфраструктуры связи и коммуникаций. Между сторонами подписано соглашение о строительстве в Кабуле центра связи стоимостью 8,3 млн.долл. Иранский экспорт в Афганистан растет, однако товары из ИРИ встречаются все с более жесткой конкуренцией со стороны продукции Китая, Турции и других государств. Все более острой становится и проблема увеличивающейся контрабанды из Ирана. В первую очередь это касается бензина, дизтоплива и продтоваров.
В 2003г. страны ЕС импортировали из Ирана товаров на 8,5 млрд.долл., а экспортировали – на 8,6 млрд.долл. Среди стран Западной Европы основными партнерами Ирана являются Италия (товарооборот – 4 млрд.долл.), Германия (2,5 млрд.долл.), Франция (2 млрд.долл.), Испания (1,2 млрд.долл.).
В последние 3г. наиболее активно развивались торгово-экономические связи Ирана с Италией. За этот период средний рост товарооборота Ирана со странами ЕС составил 39%, а с Италией этот показатель равен 54%.
В 2003г. товарооборот двух стран достиг 4 млрд.долл. При этом иранский экспорт составил 2,1 млрд.долл., а импорт из Италии – 1,9 млрд.долл. В экспорте Ирана основную часть занимают поставки нефти, нефтепродуктов, кожи, ковров, фруктов, сухофруктов, а в экспорте Италии – машины и оборудование, сталь, первичное сырье для производства пластмасс и химпродукции.
Итальянские компании ENI и Agip задействованы в реализации обустройства 4 и 5 очередей газового месторождения «Южный Парс». Компания Saipem строит 40-километровый участок газопровода в проекте освоения первой очереди «Южного Парса».
В 2003г. между Ираном и Италией было подписано Соглашение о промышленном сотрудничестве. Оно предусматривает участие итальянской компании Fata Aluminum в расширении алюминиевого комплекса «Аль-Мехди» и взаимодействие между иранской автомобильной компанией «Замьяд» и итальянской Iveco. Италия больше всех из европейских стран осуществила капиталовложений в Иране. За последние десять лет итальянские инвестиции составили 650 млн.долл.
Значимость сотрудничества с Германией для Ирана определяется тем, что ФРГ является основным импортером иранской продукции среди стран ЕС. В 2003г. Иран экспортировал в Германию ненефтяных товаров на 350 млн.долл. Основными статьями ненефтяного иранского экспорта являются фисташки, ковры, икра. Иран закупает у ФРГ машины, станки, энергетическое оборудование. В 2003г. Германия приняла решение о том, что государство будет предоставлять годовые гарантии по страхованию сделок с Ираном до 500 млн. евро.
Между Германией и Ираном подписан контракт на 700 млн. евро по передаче технологии и лицензии на создание паровых турбин мощностью от 100 до 250 мвт., силовых генераторов и газовых турбин мощностью 160 мвт.
Германская компания Ude и иранская Sazeh заключили контракт в 458 млн. евро на строительство комплекса по производству полихлорвинилового сырья. Комплекс будет построен в специальной экономической зоне «Бандар Имам». Производственная мощность комплекса составит 1870 тыс.т. различной продукции.
Германская фирма «Фриц Вернер» в качестве инвестора участвует в проекте второй фазы развития алюминиевого комплекса «Аль-Мехди». Капиталовложения в 130 млн. евро позволят довести производство алюминия с 55 до 130 тыс.т. в год.
Иранская компания «Бам ходроу» и концерн «Фольксваген» заключили соглашение о производстве в Иране автомобилей данной марки. Продукция будет производиться на заводе в Кермане. Планируемая мощность – 200 тыс. автомобилей в год. В 2003г. в Тебризе (пров. Восточный Азербайджан) было открыто отделение совместной торгово-промышленной Ирано-германской палаты.
ИРИ и Франция в 2003г. подписали и ратифицировали Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Французская компания «Тоталь Фина Эльф» участвует в разработке 11 и 12 фаз месторождения «Южный Парс». Фирма «Кофлексик Текник» выполняет контракт по сооружению завода легкого полиэтилена в порту Ассалуйе.
В 2003г. Организация железных дорог Ирана продолжала осуществлять контракт по закупке у французской компании «Алстом» локомотивов для грузовых и пассажирских поездов. Иран и Франция подписали крупный контракт на строительство в ИРИ завода по производству легковых автомобилей «Рено» (L-90). Продукция будет производиться на предприятиях «Иран Ходроу» и «Сайпа». Предполагается, что «Рено Ниссан» вложит в этот проект 1 млрд.долл. прямых инвестиций.
В 2003г. Иран продолжал настойчивые попытки заключить с ЕС Соглашение о торговле, которое позволило бы ему расширить свой экспорт в страны данной организации. Прошло несколько раундов переговоров, однако в связи с нерешенностью проблемы ядерной программы Ирана и противоречиями по поводу включения в Соглашение тезисов, касающихся соблюдения прав человека документ не был подписан. |