Среда,  24-Апр-24,  13:59:32, 
Категории раздела
Иран [32]
В данном разделе все статьи посвящаются Исламской республике Иран
Наш опрос
Для чего Вы изучаете (изучали) персидский язык?
Всего ответов: 708
Облако тэгов

Материалы по Ирану и персидскому языку

Главная » Статьи » Материалы по Ирану » Иран

Иран - инвестиции

Инвестиции

В 2003г. инвестиционная политика Ирана продолжала формироваться на основе закона о третьем пятилетнем плане социально-экономического развития страны на 2000/1-04/5гг. Выполнение инвестиционных программ является обязательным для госсектора, инвестиционная активность частного сектора поощрялась методами экономической политики.

Прирост валовых внутренних инвестиций в Иране за прошедшие 3г. превышал заложенный в пятилетнем плане показатель роста инвестиций 7,1% и составил в среднем 9,2% в год Реализуемая в Иране накопительная основа воспроизводства заслуживает положительной оценки, т к позволяет вести обновление морально и физически устаревших основных фондов

В 2003/04 ир.г. прирост валовых внутренних инвестиций составил 8% против 10,7% в 2002/03гг. По данным ЦБ ИРИ за 2002/03гг. наибольший рост инвестиций отмечен в нефтегазовом секторе

Валовые внутренние инвестиции в основной капитал, в постоянных ценах 1997/8г., в млрд риалов
  2000/1 2001/2 2002/3 2003/4
Сельское хозяйство 4392 (-12,7) 4675 (6,4) 5221 (11,6)  
Нефтегазовый сектор 5562 (-21,9) 6470,4 (16,3) 7442 (15,0)  
Промышленность (кр. нефти) 22213 (9,5) 23010 (3,6) 26506 (15,2)  
Услуги 63098 (6,8) 76703 (21,6) 84999 (10,8)  
Всего инвестиций 95267 (4,1) 110860 (16,4) 124169 (12) 134102 (8)
По данным Центрального банка. В скобках указаны темпы прироста в процентах к предыдущему году

Накопительная основа воспроизводства обеспечивается совместными усилиями государственного и частного секторов. Принимаемые правительство меры поощрения инвестиционной активности частного сектора, осуществление программы приватизации, очевидно, явились причиной роста доли частного сектора в объеме валовых внутренних инвестиций Эта доля составляла в 2000/1г. – 64%, в 2001/2г. – 66% и в 2002/3г. – 67,8%.

В 2003г. приток в страну прямых иноинвестиций превысил 1 млрд.долл. Среди крупнейших иноинвесторов и инвестиционных проектов 2003г.: Италия инвестировала 295 млн.долл. в алюминиевый комплекс «Аль-Махди»; Германия – 201 млн.долл. в проект иранской компании Pars Pipe на о-ве Кешм, и 140 млн.долл. в производство полимеров. Компании British American Tobaco и Unilever Holdings инвестировали соответственно 34 млн.долл. в производство в Иране сигарет и 41,7 млн.долл. в производство продуктов питания, напитков и косметики, а ряд турецких компаний инвестировали 15,2 млн.долл. в текстильную промышленность. Проживающие заграницей иранцы в 2003г. инвестировали 27 млн.долл. в строительство ресторанов и гостиниц на шоссейной дороге Тегеран-Кум и 25 млн.долл. в строительство завода по производству изделий из хрусталя.

Правительством подчеркивается успешная реализация политики привлечения иностранных инвестиций на условиях buy-back, т.е. на условиях возврата вложенных средств продукцией предприятия, в строительство которого осуществлялись инвестиции. Инвестиции на этих условиях Ирану удается привлекать в основном в нефтяную и газовую отрасли промышленности. Сообщается, что накопленные инвестиции на условиях buy-back на конец иранского 2002/03г. оцениваются в 28,9 млрд.долл. Основными инвесторами в экономику Ирана на условиях buy-back являются нефтяные компании: французская TotalFinaElf, итальянская Eni/Agip, норвежские Statoil и Norsk Hydro.

Интересы зарубежных компаний к инвестированию в иранскую экономику формально могут сдерживаться санкциями США по закону Д’Амато, который не разрешает американским и международным компаниям инвестировать в иранский нефтегазовый сектор более 20 млн.долл. Как свидетельствует практика инвестиционного сотрудничества Ирана с зарубежными странами, действенность указанных санкций в быстро меняющейся внешнеполитической ситуации в регионе Ближнего и Среднего Востока становится сомнительной.

Правительство продолжает принимать меры по приданию большей инвестиционной привлекательности экономике страны. Эти меры включают повышение активности Ирана во внешнеэкономической сфере, совершенствование и модернизацию правовой базы, регулирующей инвестиционный рынок страны.

В части реформирования законодательства в целях снижения рисков иноинвесторов в Иране можно упомянуть принятие в новой редакции следующих законов: о привлечении и защите иноинвестиций, о совокупном налоге, а также принятие изменений и дополнений к законам о налогообложении, торговле, инвестициях, госаудите, таможне.

Закон о привлечении и защите иноинвестиций имеет определенные преимущества для иностранных инвесторов. Предусматривается равенство национальных и иностранных инвесторов, снимаются ограничения на участие иностранных инвесторов в полностью государственных секторах иранской экономики, упрощается процедура выдачи лицензии иностранному инвестору. После присоединения Ирана к нью-йоркской конвенции стало возможным решение гражданских споров иностранных инвесторов с иранскими партнерами не только в иранских судах, но и в любом международном судебном и арбитражном органе. Предусмотрено расширение списка льгот (таможенных, налоговых, визовых и др.) для иноинвесторов. Одним из важнейших положений нового закона является предоставление иностранному инвестору гарантий со стороны государства.

Этот закон не снимает многих прошлых ограничений. Законодательство по-прежнему запрещает передачу в собственность иностранцам природных ресурсов страны. Для иностранных инвесторов по-прежнему недоступны широко распространенные в мировой практике инвестиционные сделки на условиях раздела продукции и концессии, остается ограниченным вывоз прибыли через банки. Запрещена деятельность иностранного капитала в банковской сфере (за исключением свободных торгово-экономических зон). Для филиалов иностранных компаний не разрешается самостоятельная производственная деятельность на территории Ирана. Законом устанавливается также, что доля иностранного капитала в каждом секторе иранской экономики не должна превышать 25%, а в конкретной отрасли промышленности – 35%. В подзаконных актах делается попытка юридически трактовать, что подразумевается под определением «сектор экономики» и «отрасль промышленности». Это положение закона о привлечении и защите иностранных инвестиций подвергается наибольшей критике в Иране и заграницей.

Существенными для деятельности иностранного капитала в Иране являются ограничения со стороны устаревшего менеджмента, системы управления и планирования финансовой деятельности иранских предприятий и компаний, бухучета.

Что касается наиболее привлекательных для иностранных инвесторов отраслей экономики (нефтяная, газовая отрасли, банки и страховые компании и др.), то фактически они остаются пока закрытыми для прямых иностранных инвестиций.

В связи с указанными ограничениями крупный иностранный капитал в Иране пока преимущественно функционирует в топливно-энергетическом комплексе Ирана на условиях контрактов Buy-back и Finance, по сути, являющимися кредитными сделками, так как в них не закрепляются права собственности иностранного инвестора на ввозимый в страну капитал.

Суть первого типа инвестиционных контрактов такова, что иранская сторона рассчитывается с инвесторами либо поставками продукции с построенного объекта, либо посредством продажи продукции третьему лицу, которое осуществляет расчеты с инвестором.

Суть системы Finance; инвесторы осуществляют финансирование, а иранская сторона расплачивается валютой после ввода объекта в эксплуатацию. Оба варианта на практике не нацеливают иностранного подрядчика, как в случае классического инвестиционного сотрудничества, на повышение эффективности проекта, а сводят его участие в проекте к предоставлению инженерных, строительных и иных услуг для скорейшего получения обусловленной в контракте выручки. Указанные схемы финансирования работ иностранного подрядчика сложно применять в проектах высокой степени риска, таких как разработка новых месторождений.

В новом законе о поддержке и защите иностранных инвестиций содержится еще одна схема инвестиционного сотрудничества с иностранными компаниями на территории Ирана – Build-Operate-Transfer. Суть этой схемы в том, что возврат капитала и прибыли иностранному инвестору обеспечивается рентабельностью построенного предприятия. При этом права собственности на вложенный капитал, овеществленный в виде работающего предприятия, сохраняются за иностранной компанией до момента его полной амортизации. Это положение уже содержит элемент концессии и увеличивает инвестиционную привлекательность иранской экономики для иностранных инвесторов, но на практике эти сделки пока не находят в Иране широкого применения из-за неразработанной системы правоприменительных актов по этому разделу закона.

Столкнувшись с проблемой недостаточного иностранного участия и притока иностранных инвестиций в топливно-энергетический сектор страны для поддержания необходимого роста нефтяного экспорта, министерство нефти Ирана заявило, что в четвертом пятилетнем плане социально-экономического развития ИРИ будут заложены возможности инвестиционного сотрудничества с иностранными компаниями в разработке нефтяных и газовых месторождений также на условиях Build-Operate-Transfer, возможно, и Build-Operate-Own. Это будет еще одним ожидаемым шагом правительства президента М.Хатами на пути либерализации деятельности иностранных инвесторов в Иране.

Стремясь и далее повышать инвестиционную привлекательность иранской экономики, правительство увеличило в бюджете на 2004/5 ир.г. сумму правительственных гарантий иностранных инвестиций до 9,3 млрд.долл. Иранские руководители заявляют о гарантиях того, что инокапиталы в Иране не будут подвергаться каким-либо рискам, в т.ч. национализации, реквизиции. А если такое вдруг произойдет, то правительство обязуется возместить капитал по рыночной стоимости. Правительство гарантирует, что при заключении инвестиционных соглашений налоговое законодательство, действующее во время заключения соглашения, будет оставаться для этого соглашения неизменным на весь срок его действия. И если даже на этот период будет принято новое законодательство, то оно обратной силы на заключенное соглашение иметь не будет.

Как в большинстве развивающихся стран, режим налогообложения в Иране далек от эффективного и поэтому не создает благоприятных условий для инвесторов.

Для улучшения инвестиционного климата в стране были изменены ставки начисления налогов на доходы от предпринимательской деятельности, как физических лиц, так и корпораций. Если до этого высокие доходы облагались налогами в 54%, а низкие – 12%, то в измененном законе с высоких доходов уплачивается 35% налога (для компаний – 25%), а с низких – 15%. Отменена процедура информирования всех регионов страны о доходах налогоплательщика, что позволит получателям крупных доходов распределять их по региональным налоговым органам с целью уменьшения общей суммы уплачиваемых налогов. Эти меры, как ожидается, будут стимулировать инвестиционную активность.

В целях расширения притока иностранного капитала в форме прямых инвестиций иранское правительство создает особые условия в свободных торгово-экономических зонах (СТЗ), в которых вводится более либеральный и привлекательный режим для иностранного капитала. В отличие от обычных условий режим свободных торгово-экономических зон разрешает создание производственных компаний с 100% иностранным капиталом. Предприниматели освобождаются от уплаты налогов в течение 15 лет. В свободных зонах теперь разрешается создание частных банков и других кредитных учреждений в форме открытых и закрытых акционерных компаний с привлечением иностранного капитала, могут создаваться частные страховые компании и открываться отделения иностранных банков. Сняты ограничения на валютные расчеты физических и юридических лиц по внешним операциям.

К 2002/3г. сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в объекты туристического бизнеса СТЗ о-ве Киш – 200 млн.долл., в энергетические проекты СТЗ о-ве Кешм – 716 млн.долл. и в транспортную инфраструктуру СТЗ порта Чабахар – 15 млн.долл. В 2003г. услуги, предоставляемые администрацией СТЗ о-ва Кешм работающим в этой свободной зоне компаниям, получили сертификат соответствия международному стандарту качества ISO 9001.

В 2003г. иранский порт Энзели на Каспийском море получил статус специальной экономической зоны и там был открыт каспийский торгово-выставочный комплекс. Режим СЭЗ порта Энзели позволяет ввозить в зону на условиях транзита без уплаты пошлин и сборов товары, предназначенные для экспорта. Инвестиции в развитие СЭЗ порта Энзели направляют заинтересованные компании из Германии, Китая, Южной Кореи, Японии, Азербайджана и других стран. В скором времени эта СЭЗ будет преобразована в свободную торговую зону порта Энзели, которая станет четвертой СТЗ в Иране. Сообщается, что накопленные иноинвестиции в свободных торгово-экономических зонах составляют 4,8 млрд.долл. Меджлисом одобрены предложения правительства о создании еще двух свободно-экономических зон в портах Абадан и Хоррамшахр.

Положительным откликом международного сообщества на предпринимаемые шаги в направлении либерализации иранской экономики можно считать решение Всемирного банка о предоставлении Ирану впервые почти за 30 лет инвестиционного кредита в 2 млн.долл. на создание иранской лизинговой компании. Несмотря на оппозицию со стороны США, Всемирный банк объявил о своих планах выделять новые займы Ирану.

По данным ЮНКТАД, за прошедшее десятилетие по показателю инвестиционной привлекательности Иран переместился со 135 на 69 позицию среди 140 постоянно наблюдаемых стран мира. В 2003г. Иран стал 164 членом Агентства многосторонних инвестиционных гарантий (MIGA) Всемирного банка, что, несомненно, повысит его международный рейтинг инвестиционной привлекательности. Членство Ирана в MIGA позволит иностранным инвесторам гарантировать в этом агентстве риски, связанные с инвестиционной деятельностью в Иране (введение властями ограничений, экспроприация собственности, нарушение контрактов, военные действия и гражданские беспорядки). То же касается и возможных рисков иранских инвесторов в странах-членах агентства MIGA.

На европейском фондовом рынке обращаются два выпуска иранских ГКО (евробондов) с доходностью соответственно 8,75% и 7,75%. Отмечается рост активности на внутреннем рынке капиталов, хотя обороты ценных бумаг иранских предприятий на Тегеранской фондовой бирже по-прежнему незначительны. Доля капитала, инвестированного в иранскую экономику через механизм Тегеранской фондовой биржи, составляет менее 1%. В то время как в западных странах по каналам национальных фондовых рынков в экономику инвестируется до 60% капитальных совокупных вложений. По данным министерства экономики и финансов, в 2003г. капитализация иранского фондового рынка составляла 18 млрд.долл., а ежедневный средний оборот акций иранских предприятий и компаний на Тегеранской фондовой бирже составляет 1,5 млн.долл.

Более 300 иранских компаний имеют регистрацию на Тегеранской фондовой бирже. Подавляющее большинство участников биржи – это иранские госкомпании, 20 компаний из них являются крупнейшими в Иране и имеют капитализацию 8 млрд.долл. Объявлено, что первая региональная фондовая биржа начинает работу в г.Мешхеде.

В 2003г. правительством предпринимались попытки открыть внутренний фондовый рынок страны для участия иностранных инвесторов в торгах на Тегеранской фондовой бирже путем учреждения в Бахрейне специализированной инвестиционной компании Предусматривалось, что уставной капитал этой компании будет равен 58,7 млн.долл., а гарантировать ее операции на фондовом рынке будет иранский банк «Садерат». Однако до создания в Иране необходимой правовой базы намерения интернационализировать работу Тегеранской (фондовой биржи были отложены.

Фондовый рынок в Иране и работа Тегеранской фондовой биржи регулируются законом, принятым еще в 1966г. Правительство заявило о планах подготовки соответствующего проекта закона в 2004г., которым будет предусматриваться возможность участия в торгах иностранных инвесторов. В отсутствии соответствующего закона Тегеранская фондовая биржа установила правила участия иностранных инвесторов в работе биржи, согласно которым иностранные участники торгов могут контролировать не более 10% совокупной стоимости акций иранских компаний, имеющих котировку на бирже. 65%, акций 19 компаний, постоянно участвующих в торгах на Тегеранской фондовой бирже, уже принадлежат иностранцам, в основном, из арабских стран Персидского залива и иранцам, проживающим в Испании, Великобритании и других западноевропейских странах.

Одним из основных звеньев в цепи принимаемых правительством мер поддержки инвестиционной активности является реализация программы приватизации. Специально созданная министерством экономики и финансов ИРИ Организация по приватизации занимается подготовкой госпредприятий для передачи в частный сектор. В 2003г. 2400 госкомпаний перешли в управление частного сектора, 30 из которых являются крупными компаниями нефтяной, нефтехимической промышленности и электроэнергетики. По данным Организации по приватизации, в 2003/4г. в частный сектор передано акций госпредприятий на 9,8 трлн. риалов, а в 2002/3г. – на 3,1 трлн. риалов. Согласно правительственной программе приватизации в Иране образованы три частных банка и пять страховых компаний.

Иранские инвестиции за границей – менее известный фактор современной экономической политики Ирана. Экспертами министерства экономики и финансов ИРИ иранские инвестиции госкомпаний за рубежом оцениваются на уровне 1,5 млрд.долл. Эти инвестиции относятся ко времени до исламской революции 1979г. в Иране. Они размещались в Египте, Германии, Дюбайе и Судане, как правило, в банковском и промышленном секторе. Среди известных совместных инвестиций за рубежом называется немецкий сталеплавильный концерн ThyssenKrupp, в капитале которого 8,5% акций принадлежит Ирану. Под давлением США, для того чтобы уменьшить участие иранского капитала концерн ThyssenKrupp объявил о выкупе у Ирана 3,5% доли его акций. В Египте с участием иранского капитала был создан совместный ирано-египетский банк.

В 2003г. сообщалось, что британская компания British Petroleum и иранская компания National Iranian Oil намерены учредить совместную компанию с равными долями капитала для разработки месторождения природного газа Rhum в Северном море с разведанными запасами в 23 млрд.куб.м. Стоимость совместного проекта оценивается в 350 млн.долл. Планируется начать добычу газа на месторождении в 2005г., а промышленная эксплуатации будет продолжаться 16 лет. Природный газ на этом месторождении залегает под большим давлением, поэтому для его добычи потребуется применение новых технологий.

Другим планируемым инвестиционным проектом компании National Iranian Oil заграницей является совместное строительство в Индонезии НПЗ стоимостью 1 млрд.долл. Сроки начала строительства завода пока не определены. Иранские инвесторы проявляют заинтересованность в реализации проекта создания в ОАЭ искусственных островов. Доля иранских инвестиций может составлять от 20 до 30% или 4,5 млрд.долл.



Источник: http://polpred.ru
Категория: Иран | Добавил: persian-farsi (23-Дек-05)
Просмотров: 4851 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Бюро переводов Рэйстейт , письменный и устный перевод с персидского, китайского и др. языков.

    Ближний Восток: информационный центр
  • Поддержи нас
    Поддержите нас!!!
    ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
    Курс валюты
    Погода в Иране
    Статистика

    Яндекс цитирования